Preview

Гематология и трансфузиология

Расширенный поиск
Том 68, № 4 (2023)
Скачать выпуск PDF

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

432-442 474
Аннотация

Введение. Анапластическая крупноклеточная лимфома (АККЛ) характеризуется клинической, морфологической и иммуногистохимической гетерогенностью. В терапии применяют как интенсивные блоковые схемы, так и программы, аналогичные используемым в лечении острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ). С учетом прогностически неблагоприятного влияния экспрессии Т-клеточных маркеров клетками опухоли был разработан протокол «АККЛ НИИ ДОиГ 2003», учитывающий не только группы риска, но и иммунофенотипические особенности опухолевого субстрата.
Цель: оценить эффективность лечения детей, больных АККЛ, по протоколу «АККЛ НИИ ДОиГ 2003» и сравнить ее с результатами лечения по протоколу «NHL-BFM 95».
Материалы и методы. В исследование включены 100 больных с впервые установленным диагнозом АККЛ, получивших лечение с 2000 по 2023 гг. в пяти федеральных и региональных детских онкогематологических учреждениях. В зависимости от проводимого протокола лечения больные были разделены на 2 группы: I группа — 48 больных, получавших лечение по протоколу «АККЛ НИИ ДОиГ 2003»; II группа включала 52 больных, получавших лечение по протоколу «NHL-BFM 95». Основу протокола «АККЛ НИИ ДОиГ 2003» составили высокоинтенсивные блоковые режимы, аналогичные таковым, используемым в лечении Т-линейного ОЛЛ группы высокого риска. Проводили сравнительную оценку общей выживаемости (ОВ), бессобытийной выживаемости (БСВ) и безрецидивной выживаемости (БРВ) больных в зависимости от терапевтического протокола с использованием программы SPSS 21.0.
Результаты. Десятилетняя ОВ у больных I группы составила 95,3 ± 3,3 %, II группы — 82,0 ± 5,4 % (р = 0,037). 10-летняя БСВ у больных I группы была 95,3 ± 3,3 %, II группы — 68,6 ± 6,5 % (р = 0,001). Десятилетняя БРВ у больных I группы составила 97,3 ± 2,7 %, тогда как II группы — 74,4 ± 6,4 % (р = 0,003). 
Заключение. Дифференцированный иммуноориентированный подход к терапии АККЛ с помощью программы «АККЛ НИИ ДОиГ 2003» позволил достичь более высоких показателей выживаемости больных по сравнению со стандартным протоколом лечения.

443-455 635
Аннотация

Введение. Врожденная тромботическая тромбоцитопеническая пурпура (вТТП) — это редкое жизнеугрожающее генетически обусловленное заболевание, характеризующееся микроангиопатической гемолитической анемией, тромбоцитопенией и ишемическими поражениями внутренних органов вследствие дефицита или снижения активности фермента ADAMTS13. Диагностика заболевания сложна ввиду широкого круга дифференциальных диагнозов, схожих с ТТП.
Цель: анализ клинических проявлений и результатов лечения выявленных случаев вТТП. 
Материалы и методы. Приведен анализ клинических наблюдений 11 больных вТТП, подтвержденной генетически или характерной клиническо-лабораторной картиной.
Результаты. Клинические и лабораторные признаки ТТП были вариабельны и неспецифичны. Триггерным фактором выступала перенесенная острая респираторная вирусная инфекция, а стабилизация заболевания наступала после трансфузий компонентов крови. Основным подтверждающим диагноз методом являлось молекулярно-генетическое исследование, которое было проведено у 8 больных. Всем больным с установленным диагнозам вТТП проводили терапию плазмой с эффектом.
Заключение. Ранняя диагностика вТТП затруднительна вследствие отсутствия специфических клинических проявлений и легкодоступных лабораторных тестов

456-471 442
Аннотация

Введение. Одним из направлений деятельности ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России является анализ кадрового обеспечения медицинских организаций (МО) субъектов РФ гематологами.
Цель: проанализировать динамику кадрового обеспечения гематологами МО в РФ.
Материалы и методы. При анализе информации были использованы данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат): формы федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» субъектов РФ за 2012–2020 гг., справочники ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, информация, полученная по результатам проведения выездных мероприятий ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России, включая экспертные оценки.
Результаты. Гематологическая служба РФ организована во всех субъектах РФ, за исключением Чукотского и Ненецкого автономных округов, Еврейской автономной области и Республик Калмыкия и Алтай. По состоянию на 31.12.2021 в субъектах РФ осуществляют работу 1594 гематолога, из которых 460 — в амбулаторном звене; 1133 — в условиях стационаров. Анализ обеспеченности штатными должностями гематологов на 10 000 населения в РФ за 2012–2021 гг. выявил колебания значений данного показателя от 0,06 до 0,17. Наибольший «провал» в обеспечении гематологами произошел в 2014 г. во всех федеральных округах (ФО) РФ. Только Уральский ФО сохраняет стабильные показатели обеспеченности указанными специалистами. За последние 3 года отмечено увеличение числа штатных должностей гематологов, при этом укомплектованность физическими лицами снижается ввиду отсутствия новых сотрудников и незначительно компенсируется за счет увеличения коэффициента внутреннего совместительства. Наибольший коэффициент совместительства отмечен в 2020 г. в Уральском (1,49) и Сибирском (1,45) ФО, наименьший — в Северо-Западном ФО (1,09). Норматив должностей гематологов амбулаторного звена составляет 1 врач на 200 000 населения, однако обеспеченность штатными должностями амбулаторного этапа оказания помощи остается недостигнутой (2021 г. — 0,92 на 200 000); необходимо не менее 731 врача против имеющихся 456 специалистов. Штатный норматив отделения гематологии соответствует 1 врачебной должности на 10 коек. Соблюдение требований «Порядка по гематологии» в части формирования штатного расписания стационарного звена отмечено в 95 % субъектах РФ.
Заключение. Вопрос кадрового дефицита гематологов является актуальным. Дефицит гематологов в РФ свидетельствует о недостаточной привлекательности оплаты труда и указывает на необходимость принятия управленческих решений Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, направленных на разработку механизмов сохранения кадрового ресурса гематологов в системе здравоохранения

472-484 543
Аннотация

Введение. В рамках программы «GIPAP» с 2001 по 2007 г. в ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России была инициирована терапия иматинибом у 235 больных хроническим миелолейкозом (ХМЛ), у которых была хроническая фаза заболевания.
Цель: изучить отдаленные результаты терапии больных ХМЛ, начинавших терапию иматинибом в рамках программы «GIPAP».
Методы. Проведен ретроспективный анализ результатов терапии 235 больных ХМЛ, у которых была хроническая фаза (ХМЛ) на момент начала терапии иматинибом, получавших иматиниб в рамках программы «GIPAP» с 2001 по 2007 г. Протоколы терапии и мониторинга остаточной болезни в различные временные промежутки определялись актуальными на тот момент клиническими рекомендациями в условиях реальной клинической практики и возможностями региона проживания. Производили оценку общей выживаемости (ОВ) и выживаемости без смены терапии иматинибом, одно- и многофакторный анализ ОВ. Рассчитывали кумулятивную частоту достижения ответов, проводили анализ факторов, влиявших на достижение ответов, вероятность смерти от сопутствующих заболеваний и смерти от ХМЛ.
Результаты. Медиана наблюдения за больными на момент проведения анализа составила 17,3 года (межквартильный интервал (МКИ) 15,5–18,5). Умерли 70 (30 %) больных, медиана времени до смерти от начала терапии — 7,8 лет (МКИ 3,7–13,6 лет). Показатели 10-, 15- и 20-летней ОВ составили 82, 74 и 62 % соответственно. Причиной смерти в 43 (61 %) случаях явилась прогрессия ХМЛ до фазы акселерации или бластного криза и смерть вне ремиссии по неуточненной причине, 27 (39 %) больных умерли от причин, не связанных с ХМЛ. При однофакторном анализе значимое влияние на выживаемость оказывали возраст больного на момент начала терапии иматинибом, длительность периода от установления диагноза до начала терапии иматинибом и группы риска по Sokal и ELTS в дебюте заболевания. При многофакторном анализе установлено независимое прогностическое значение для ОВ возраста на момент начала терапии иматинибом, длительности периода болезни до начала лечения иматинибом и группы риска по шкале ELTS в дебюте заболевания. Среди больных, умерших от прогрессии ХМЛ, доля больных, не достигших полного цитогенетического ответа (ПЦО) за весь период терапии до смерти, составила 83 %, в то время как среди больных, умерших от сопутствующих заболеваний, доля больных без ПЦО за весь период терапии составила 11 % (p < 0,0001). Медиана длительности терапии иматинибом составила 11,4 года (МКИ 0,8–21 год). Умерли в процессе терапии иматинибом 40 больных, живы и продолжают терапию иматинибом 103 больных, 92 больных получали как минимум один ингибитор тирозинкиназ (ИТК) 2 поколения (ИТК2), из которых живы и продолжают лечение ИТК 62 больных. Не более 2 линий терапии ИТК получали 49 (21 %) больных, 3 и более линии были назначены 43 (18 %) больным. Медиана продолжительности терапии после переключения на ИТК2 составила 7,8 года (МКИ 0,1–15,6 года). Показатель 15-летней ОВ после переключения на ИТК2 составил 59 %. При терапии иматинибом за весь период наблюдения ПЦО был достигнут у 171 (73 %) больного, еще 18 (8 %) больных достигли ПЦО впервые после переключения на ИТК2. Большой молекулярный ответ и глубокий молекулярный ответ были достигнуты при терапии иматинибом у 129 (56 %) и 124 (53 %) больных, при терапии ИТК2 — у 38 (16 %) и 33 (14 %). При многофакторном анализе установлено независимое прогностическое значение только периода времени от диагноза до начала лечения иматинибом для достижения молекулярных ответов в процессе терапии ИТК
Заключение. Спустя 20 лет наблюдения за больными при терапии ИТК невозможно утверждать, что выживаемость при ХМЛ сопоставима с выживаемостью условно здоровой популяции. Редукция опухоли как минимум до уровня ПЦО явилась наиболее значимым суррогатным маркером, ассоциированным со снижением риска смерти от ХМЛ. Своевременная диагностика заболевания, быстрое начало таргетной терапии и максимально быстрая индукция цитогенетического и молекулярного ответов являются факторами снижения рисков резистентного течения и прогрессирования ХМЛ.

485-497 719
Аннотация

Введение. Система RH представлена основными антигенами D, C/c и E/e, кодируемыми двумя родственными генами RHD и RHCE. Однако бывают случаи, когда антигены системы RH не определяются при стандартном серологическом типировании. Например, фенотип –D– характеризуется отсутствием экспрессии антигенов C, c, E и e на поверхности эритроцитов вследствие различных генетических перестроек в гене RHCE.
Цель — представить обследование семьи, где у двух сибсов, кадровых доноров, определен дефицитный фенотип –D– при нормальном фенотипе резус у родителей.
Основные сведения. Проведено обследование семьи Н., состоящей из 4 человек: родителей и двух сыновей. Причиной обследования стал необычный фенотип –D– у сибсов, которые в настоящий момент являются кадровыми донорами. Все члены семьи идентифицировали себя как татары. Серологические исследования были выполнены с помощью гелевой технологии. Геномную ДНК членов семьи, а также кДНК сибсов исследовали методами аллельспецифичной полимеразной цепной реакции (ПЦР), экзон-специфичной ПЦР и секвенирования по Сэнгеру. Проводили анализ числа копий экзонов 1 и 7 для идентификации рекомбинаций генов RHD и RHCE, ставших причиной резус-дефицитного фенотипа. При серологическом типировании сибсов определялся только антиген D, в то время как антигены С/с и Е/е отсутствовали. Молекулярно-генетический анализ позволил предположить, что причиной фенотипа –D– у братьев стал гибридный аллель RHCE-D(3-8)-CE в гомозиготном статусе, образующий с нормальным аллелем RHD гаплотип, унаследованный от каждого родителя. Последовательность первых двух экзонов в гибридном аллеле соответствовала последовательности RHCE*C. Родители являются гетерозиготными носителями выявленного аллеля, поэтому экспрессия антигенов С/с и Е/е у них не нарушена.
Заключение. Идентификация генетических причин подобных вариантов у реципиентов необходима для обеспечения безопасности при переливании эритроцитсодержащих компонентов крови. Исследования доноров с резус-дефицитными фенотипами также целесообразно дополнять генотипированием для прогнозирования молекулярной структуры антигенов резус.

498-510 715
Аннотация

Введение. В патогенезе эритроцитоза помимо клональных процессов могут играть роль герминальные мутации в генах белков, обуславливающих развитие семейных наследуемых эритроцитозов (EPOR, VHL, EPAS1, EGLN1 и др.).
Цель: выполнить анализ мутаций в генах EPOR, VHL, EPAS1 и EGLN1, ассоциированных с семейными эритроцитозами ECYT1-4, среди JAK2- и CALR-негативных больных.
Материалы и методы. В исследование включено 50 JAK2- и CALR-негативных больных с эритроцитозами неясной этиологии. Анализ мутаций в генах EPOR, VHL, EPAS1 и EGLN1, ответственных за развитие семейных эритроцитозов, проводили с помощью секвенирования по Сэнгеру, у 12 больных дополнительно было выполнено секвенирование следующего поколения.
Результаты. При секвенировании по Сэнгеру генов EPOR, VHL, EPAS1 и EGLN1 какие-либо генетические варианты обнаружены у 22 из 50 обследованных больных. Среди вариантов, выявленных в кодирующих областях обследованных генов и приводящих к аминокислотным заменам, интерес представляли: 1) две мутации в гене VHL (rs28940298 и rs5030821), ассоциированные с развитием чувашской полицитемии (ECYT2); 2) вариант rs12097901 в гене EGLN1, ассоциированный с адаптацией к высоте и повышающий концентрацию гемоглобина, но не имеющий патогенетической значимости для эритроцитозов; 3) одна мутация в гене EPOR, не описанная ранее. По результатам исследования методом секвенирования нового поколения у 5 из 12 больных были выявлены 12 соматических и 4 предположительно герминальных варианта.
Заключение. Возможность проведения комплексного молекулярно-генетического исследования по выявлению уже описанных или новых мутаций в генах, ассоциированных с семейными эритроцитозами, может внести существенный вклад в диагностику больных с абсолютными эритроцитозами.

КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

511-519 526
Аннотация

Введение. Болезнь Виллебранда (БВ) — наследственное нарушение свертывающей системы крови, обусловленное количественным и/или качественным дефектом фактора фон Виллебранда, патогенетическим принципом лечения которого служит заместительная терапия комбинированными концентратами фактора VIII и фактора фон Виллебранда. При появлении кровоточащих очагов желудочно-кишечной ангиодисплазии заместительная гемостатическая терапия может не оказывать эффекта.
Цель: представить клиническое наблюдение прекращения кровотечений из гастроинтестинальных ангиодисплазий после использования ингибитора фактора роста у больной БВ.
Основные сведения. Представлено клиническое наблюдение лечения больной БВ III типа с рецидивирующими кровотечениями из очагов гастроинтестинальной дисплазии. С целью прекращения кровотечений была проведена терапия рекомбинантным гуманизированным моноклональным антителом, связывающим фактор роста эндотелия сосудов (препаратом бевацизумаб). Выполнено 6 введений препарата, разовая доза составила 400 мг, интервал между введениями — 2 недели. После терапии бевацизумабом в течение 12 мес. не было ни одного случая кровотечения, при этом гемостатические препараты не вводили

520-529 328
Аннотация

Введение. Волосатоклеточный лейкоз (ВКЛ) — хроническое индолентное В-клеточное лимфопролиферативное заболевание. Несмотря на достигнутые успехи в лечении, остается группа больных с резистентным/рецидивирующим (Р/Р) течением заболевания, короткой ремиссией после проведения лечения, с противопоказаниями к проведению стандартного лечения. Применение ингибитора пути RAS-RAF-MEK-ERK при маркерной мутации V600E гена BRAF может оказаться эффективной опцией лечения при Р/Р течении ВКЛ.
Цель — представить результаты применения ингибитора MEK-киназы траметиниба для лечения больных ВКЛ.
Основные сведения. Ингибитор MEK-киназы траметиниб применяли в дозе 1 мг/сут в течение 3 мес. у 3 больных. У 2 из 3 больных траметиниб позволил осуществить подготовительный этап перед проведением основного курса лечения кладрибином, у одной больной с Р/Р течением ВКЛ монотерапия траметинибом позволила достичь хорошей частичной ремиссии, продолжается прием траметиниба без ухудшения качества жизни.
Заключение. Лечение траметинибом может использоваться как подготовительный этап у больных ВКЛ без мутации BRAF и как основная противоопухолевая терапия у больных с Р/Р ВКЛ. Препарат эффективен даже при отсутствии мутаций гена MAP2K1. Монотерапия траметинибом может быть эффективна при применении препарата в сниженной дозировке (1 мг/сут или 1 мг через день).

РЕКОМЕНДАЦИИ

530-555 5660
Аннотация

Введение. Первичная иммунная тромбоцитопения (ИТП) — это аутоиммунное заболевание, обусловленное выработкой антител к структурам мембраны тромбоцитов и их предшественников — мегакариоцитов, что вызывает не только повышенную деструкцию тромбоцитов, но и неадекватный тромбоцитопоэз, характеризующийся изолированной тромбоцитопенией ниже 100,0×109/л и наличием/отсутствием геморрагического синдрома различной степени выраженности.
Цель — представить современные рекомендации по диагностике и лечению ИТП.
Основные сведения. Рекомендации разработаны на основе опыта российских и международных экспертов, руководства международной рабочей группы по изучению первичной ИТП, рекомендаций европейского и американского обществ гематологов с использованием новых данных о развитии и течении ИТП. Представлены подходы к терапии заболевания с использованием новых лекарственных препаратов из группы агонистов рецепторов тромбопоэтина

ПИСЬМО РЕДАКТОРУ

НЕКРОЛОГИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0234-5730 (Print)
ISSN 2411-3042 (Online)