ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
Введение. Риск заболеваемости злокачественными новообразованиями лимфоидной и кроветворной тканей (ЗНО ЛиКТ) в группах лиц, подвергшихся острому облучению, повышен. Однако количество работ, посвященных влиянию хронического облучения на возникновение злокачественных новообразований системы крови, невелико.
Цель — оценить показатели заболеваемости и смертности от ЗНО ЛиКТ в когорте работников, подвергшихся профессиональному хроническому облучению.
Материалы и методы. Изучены показатели заболеваемости и смертности от ЗНО ЛиКТ в когорте работников предприятия атомной промышленности, нанятых в период 1948–1982 гг. и наблюдавшихся до конца 2018 г. (22 377 работников). Все работники изучаемой когорты в процессе профессионально-производственной деятельности подвергались внешнему и / или внутреннему облучению. В изучаемой когорте работников были идентифицированы 186 случаев и 123 смерти (основная причина) от ЗНО ЛиКТ за весь период наблюдения (1948–2018 гг.).
Результаты. «Грубые» показатели заболеваемости и смертности от ЗНО ЛиКТ у работников изучаемой когорты зависели от пола, достигнутого возраста работников и календарного периода наблюдения. Стандартизованные показатели заболеваемости и смертности у мужчин были статистически значимо выше по сравнению с женщинами.
Стандартизованный показатель заболеваемости ЗНО ЛиКТ (на 1000 человеко-лет наблюдения) у мужчин составил 0,36 ± 0,03, у женщин — 0,23 ± 0,04, а смертности — 0,16 ± 0,02 и 0,09 ± 0,02 соответственно.
Заключение. Выявлены статистически значимые тенденции увеличения показателей заболеваемости хроническими лейкозами и лимфомами.
Введение. Опция наблюдения больных хроническим миелолейкозом (ХМЛ) без терапии ингибиторами тирозинкиназ (ИТК) включена в российские и международные клинические рекомендации и применяется в клинической практике. Тем не менее вопросы, касающиеся ремиссии без лечения (РБЛ), все еще являются предметом исследования.
Цель — представить отдаленные результаты наблюдения в РБЛ больных ХМЛ, участвующих в исследовании RU-SKI.
Больные и методы. В исследование включены 98 больных ХМЛ с длительностью терапии любыми ИТК ≥ 3 лет, с глубоким молекулярным ответом (МО, BCR-ABL ≤ 0,01 % IS) длительностью ≥ 2 лет. Терапию возобновляли при потере большого МО (БМО, BCR-ABL ≥ 0,1 % IS).
Результаты. При медиане наблюдения после отмены ИТК 64 мес. (51–86 мес.) выживаемость без потери БМО через 3 и 5 лет после отмены ИТК составила 51 % (95%-ный доверительный интервал (95% ДИ): 41–61 %) и 46 % (95% ДИ: 36–57 %) соответственно. C 3-го по 5-й годы наблюдения без терапии потеря БМО произошла у 2 (4 %) больных. После 5 лет наблюдения потери БМО не зарегистрировано. Выживаемость без потери БМО у больных с повторной попыткой прекращения лечения достоверно ниже — 12,5 % против 50 % с первой отменой (р = 0,039). У всех 50 больных, возобновивших лечение в связи с молекулярным рецидивом, были восстановлены БМО и глубокий МО4. В группе больных, сохранявших РБЛ к моменту анализа (n = 47), у 62 % (n = 29) отмечались колебания уровня BCR::ABL1 в пределах 0,01–0,1 % за время наблюдения без терапии. У 38 (42 %) из 90 больных с первой отменой ИТК была зафиксирована потеря глубокого МО4 после отмены ИТК. Выживаемость без потери БМО от момента потери МО4 составила 24 % к 5-му году наблюдения. Потеря глубокого МО4 в первые 3 месяца после отмены терапии ассоциирована с высокой вероятностью дальнейшей потери БМО (8 % против 54 % у больных с потерей МО4 на сроке > 3 мес., р = 0,00015).
Заключение. Небольшая частота поздних рецидивов (4 % после 3 лет наблюдения) и возможность длительного персистирования минимальной остаточной болезни (МОБ) после отмены терапии определяют необходимость оптимизации сроков молекулярного мониторинга с учетом статуса МОБ.
Введение. В последнее десятилетие достигнуты значительные успехи в терапии больных хроническим миелолейкозом (ХМЛ), у большинства больных удается получить большой молекулярный ответ (БМО) и максимально повысить общую выживаемость (ОВ). Однако в регионах России в условиях реальной клинической практики остается ряд
нерешенных проблем, которые приводят к ухудшению результатов терапии: низкая приверженность больных к лечению, отсутствие должного контроля со стороны врачей первичного амбулаторного звена поликлиник за приемом лекарственных препаратов и течением заболевания.
Цель — сравнить заболеваемость и результаты терапии больных ХМЛ в г. Новосибирске и Новосибирской области (НСО).
Материалы и методы. Проанализированы результаты лечения 333 больных ХМЛ, изучена заболеваемость, распространенность ХМЛ, проведена оценка 5-летней ОВ и расчетной 10-летней ОВ. Оценены 5-летняя и 10-летняя прогнозируемая бессобытийная выживаемость (БСВ). Изучены результаты терапии ХМЛ у 214 больных, принимавших иматиниб 18 мес. и более. Оценена приверженность больных к проводимой терапии.
Результаты. Заболеваемость с 2004 г. по 2020 гг. составила 0,62 на 100 тыс. населения в год, распространенность ХМЛ в г Новосибирске за последние 15 лет выросла свыросла c 3,27 до 10,89 случая на 100 тыс. населения, в НСО — с 1,83 до 5,55 случая на 100 тыс. Медиана ОВ не достигнута, 5-летняя ОВ в г. Новосибирске составила 85,7 %, расчетная 10-летняя ОВ — 72,5 %. В НСО 5-летняя ОВ составила 80,5 %, расчетная 10-летняя ОВ — 72,3 %. В г. Новосибирске 5-летняя БСВ составила 55,8 %, в НСО — 34,9 %, прогнозируемая 10-летняя БСВ в Новосибирске — 40,8 %, в НСО — 18,7 % (p = 0,02882). Медиана БСВ в г. Новосибирске составила 6,8 года, в НСО — 2,7 года. В г. Новосибирске у 134 (95,7 %) больных достигнут полный клинико-гематологический ответ (ПГО), у 124 (88,5 %) — полный цитогенетический ответ (ПЦО), у 95 (67,8 %) больных — БМО. У 45 больных отмечена неудача терапии (у 45 не достигнут БМО и у 16 (35,5 %) из них не получен еще и ПЦО). Ингибиторы тирозинкиназы (ИТК) 2-го поколения назначены 18 больным, резистентным к иматинибу. У 17 (94,4 %) из 18 больных сохраняется ПГО, у 14 (77,7 %) — достигнут ПЦО и у 12 (66,7 %) больных достигнут БМО. В НСО ПГО получен у 72 (97,3 %) из 74 больных, ПЦО — у 50 (67,6 %) больных, БМО — у 13 (17,6 %) больных. Не удалось получить БМО у 61 больного (82,4 %), из них у 17 (22,9 %) больных не получен и ПЦО. У 7 из 61 больного были назначены ИТК 2-го поколения, у 6 (85,7 %) из 7 больных сохраняется ПГО, у 5 (71,4 %) — достигнут ПЦО, у 1 больного (14,3 %) удалось получить БМО. Приверженность к терапии иматинибом была достоверно ниже в группе больных с неудачей терапии, чем у больных с оптимальным ответом как в г. Новосибирске (р < 0,00001), так и в НСО (р = 0,000002).
Заключение. Выявлено увеличение распространенности ХМЛ в г. Новосибирске и НСО. Проблемами лечения являются недостаточный контроль за больными, живущими в НСО, со стороны участковых терапевтов первичного амбулаторного звена, низкая приверженность к лечению.
Введение. Оценка состояния системы гемостаза в кардиоанестезиологии осуществляется как клинически, так и с помощью тромбоэластографии (ТЭГ), ротационной тромбоэластометрии (РОТЭМ), или их комбинации. ТЭГ и РОТЭМ предназначены для выявления нарушений в системе гемостаза в режиме реального времени.
Цель — оценить информативность РОТЭМ, выполняемой на этапе искусственного кровообращения (ИК) до нейтрализации гепарина протамином, и изучить прогностическое значение данного исследования в оценке риска развития послеоперационного кровотечения во время кардиохирургических вмешательств высокого риска развития кровотечения.
Материалы и методы. Оценка диагностической значимости исследований РОТЭМ на этапе ИК основана на наблюдении за 31 больным, оперированным с июля по октябрь 2018 г. Медиана возраста больных составила 55 лет (31–72 года). Критерии включения больных в исследование — выполнение плановых кардиохирургических вмешательств с высоким риском развития кровотечений: операции на аорте, сочетанные операции (коронарное шунтирование и / или операция на клапане (клапанах), многоклапанная коррекция), в том числе повторные операции. Для оценки диагностических и прогностических возможностей исследования РОТЭМ во время ИК на фоне высоких доз гепарина использовали методы описательной статистики, корреляционного и сравнительного анализов, ROC-анализ.
Результаты. Отмечена статистически достоверная линейная корреляция между показателями А5 и MCF в тестах EXTEM, FIBTEM и PLTEM, выполненных как во время, так и после ИК. Полученные результаты свидетельствуют, что определение причины кровотечения и принятие решения о выборе терапии возможно существенно раньше, чем будет определен показатель MCF, а именно через 5 мин после начала свертывания крови при исследовании РОТЭМ. Показана информативность исследований РОТЭМ, выполненных во время ИК, однако при интерпретации результатов необходимо ориентироваться не только на референсные интервалы, но и на полученные уровни отсечения для параметров РОТЭМ во время ИК для раннего выявления гипофибриногенемии или тромбоцитопении после ИК.
Заключение. РОТЭМ, выполняемая при применении высоких доз гепарина во время ИК, является информативным методом для выбора патогенетически обоснованной терапии возможных кровотечений.
Введение. При болезни Виллебранда (БВ) наряду с количественными характеристиками фактора Виллебранда (von Willebrand factor, vWF) внимание уделяется его качественным характеристикам.
Цель — оценка частоты встречаемости нарушений vWF с помощью тест-систем, содержащих коллаген I и III типа (vWF collagen binding activity vWF:CB type I — vWF:CBAI и type III — vWF:CBAIII), у женщин с диагностированной БВ 1-го типа и диагностических возможностей этих тестов.
Материалы и методы. В проспективное исследование включены 224 женщины с ранее диагностированной БВ 1-го типа. В образце венозной крови выполнялись исследования: антиген фактора Виллебранда (vWF:Ag), vWF:CBAI, vWF:CBAIII. Контрольную группу составили 80 здоровых женщин-доноров крови.
Результаты. У лиц контрольной группы значения показателей vWF:CBAI и vWF:CBAIII не выходили за пределы референсных интервалов. Снижение vWF:CBAI было выявлено у 133 (59,4 %) больных, WF:CBAIII — у 26 (11,6 %) больных. Изолированное снижение vWF:CBAI было выявлено у 87 (38,8 %) больных.
Заключение. Исследование vWF:CBAI и vWF:CBAIII представляется полезным в качестве дополнительного диагностического теста, позволяющего улучшить разграничение здоровых лиц и лиц с БВ.
ОБЗОРЫ 
Введение. Мутационный статус генов вариабельного региона тяжелой цепи иммуноглобулинов – важнейший прогностический фактор при хроническом лимфолейкозе (ХЛЛ). При ХЛЛ и других лимфопролиферативных заболеваниях наблюдается значительное сужение репертуара генов вариабельного региона тяжелой цепи иммуноглобулинов (immunoglobulin heavy-chain variable region, IGHV).
Цель — обобщение данных о мутационном статусе и особенностях репертуара генов IGHV и их клиническом значении при ХЛЛ и других лимфопролиферативных заболеваниях.
Основные сведения. Последовательность генов IGHV – уникальный маркер опухолевого клона. Больные ХЛЛ с немутированными генами IGHV отличаются крайне неблагоприятным течением заболевания в отличие от больных ХЛЛ с мутациями. У больных с мутациями IGHV достигается хороший ответ на иммунохимиотерапию, при немутированных IGHV требуется назначение новых таргетных препаратов. Изучение репертуара генов IGHV и стереотипных антигенных рецепторов позволяет выявить дополнительные группы больных ХЛЛ с определенными генетическими и клиническими особенностями. При некоторых других лимфопролиферативных заболеваниях также выявляются стереотипные рецепторы, их клиническое значение не изучено. Такие стереотипные рецепторы специфичны для каждого заболевания.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ 
Введение. Гемофилия — сцепленное с Х-хромосомой наследственное нарушение свертываемости крови, вызванное недостаточностью фактора свертывания крови (F) VIII или FIX. Гемофилией болеют преимущественно мужчины. Крайне редко заболевание может наблюдаться у женщин, что наиболее часто ассоциировано с асимметричной инактивацией Х-хромосомы. Степень тяжести и клинические проявления гемофилии у женщин не отличаются от таковых у мужчин.
Цель – представить клиническое наблюдение оперативного лечения гемофилической артропатии у женщины с тяжелой формой гемофилии А.
Основные сведения. Больная Т., 39 лет, поступила с предварительным диагнозом: наследственный дефицит FVIII. Отмечалось удлинение активированного частичного тромбопластинового времени до 68,8 сек, высокая активность фактора фон Виллебранда (222 %) и концентрации антигена фактора Виллебранда (178,1 мг/л), снижение плазменной активности FVIII до 1,6 %. По данным молекулярно-генетического анализа в гене F8 была выявлена инверсия интрона 22, ассоциирующаяся с тяжелой формой гемофилии А. В течение жизни у нее наблюдались гемартрозы коленных, голеностопных и локтевых суставов, что привело к развитию тяжелой артропатии различной степени выраженности. Больной были выполнены эндопротезирование левого коленного сустава и артролиз левого голеностопного сустава. Послеоперационный период протекал без осложнений. Заместительная гемостатическая терапия проводилась рекомбинантным препаратом FVIII.
Введение. Дефицит плотных гранул (ДПГ) тромбоцитов — группа редких гетерогенных нарушений системы свертывания крови, при которых кровоточивость возникает вследствие функционально-морфологических нарушений тромбоцитарных органелл, накапливающих фосфаты и биоактивные амины.
Цель — представить клиническое наблюдение 37-летней больной с выраженным геморрагическим синдромом.
Основные сведения. Описано наблюдение возникновения геморрагических проявлений неуточненного генеза у больной и результаты обследования 25 здоровых добровольцев обоего пола в качестве контроля для отработки методов диагностики ДПГ. Изучали методы оценки системы гемостаза, морфологические особенности тромбоцитов при помощи электронной микроскопии, а также накопление тромбоцитами мепакрина с помощью проточного цитометра. Обнаружен ДПГ при помощи электронной микроскопии и подтвержден методом проточной цитометрии у больной с выраженными геморрагическими проявлениями, у которой в течение длительного периода времени диагноз не был верифицирован.
РЕКОМЕНДАЦИИ 
Введение. Только массовая радиационная авария, а не отдельные гетерогенные по условиям воздействия инциденты способствует ревизии и развитию знаний и лечебных возможностей при острой лучевой болезни (ОЛБ).
Цель — представить рекомендации по диагностике и лечению костномозговой формы ОЛБ от относительно равномерного облучения.
Общие сведения. Проведен анализ литературы по проблеме диагностики и лечения ОЛБ, а также обобщен опыт оказания медицинской помощи пострадавшим 26 апреля 1986 г. во время радиационной аварии на ЧАЭС (104 больных ОЛБ) в клиническом отделе ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им А. И. Бурназяна ФМБА России. При поступлении в медицинское учреждение участников радиационной аварии важным мероприятием является проведение медицинской сортировки, то есть распределения пострадавших на группы по принципу нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях в зависимости от медицинских показаний, конкретных условий обстановки и прогноза выживаемости больного на основании оценки дозы и прогнозирования тяжести течения ОЛБ всеми доступными методами физической и биологической дозиметрии (расчетный метод, моделирование ситуации, клинические признаки первичной реакции на облучение, цитогенетический метод, абсолютное количество лимфоцитов периферической крови в течение первых 8 дней после облучения, динамика абсолютного количества нейтрофилов периферической крови и др.). Объем лечебных мероприятий зависит от степени тяжести развивающейся ОЛБ и включает в себя терапию инфекционных осложнений и геморрагического синдрома. Назначение миелостимуляции с целью уменьшения глубины и длительности радиационно-индуцированной цитопении рекомендуется при облучении в дозе свыше 1,5 Гр. Трансплантация аллогенных гемопоэтических стволовых клеток при ОЛБ рекомендуется в узком дозовом диапазоне от 10 до 13 Гр при отсутствии сопутствующих тяжелых травм и ожогов. Даны рекомендации по лечению орофарингеального и кишечного синдромов.
Введение. В настоящее время нет однозначного мнения об оптимальном перечне исследований для генетической диагностики онкогематологических заболеваний у детей и взрослых, что обусловлено ограниченными технологическими возможностями лабораторий и быстрым развитием науки, расширением спектра новых маркеров, которые являются привлекательными для ограниченного контингента больных. Более того, в современных условиях ограниченного доступа к ресурсам представляется важным привести к единому знаменателю желания, интересы и возможности.
Цель — на основании консенсусного мнения панели экспертов выработать единые подходы к цитогенетической и молекулярно-генетической диагностике онкогематологических заболеваний у детей и взрослых.
Основные сведения. Предложено разделение цитогенетических и молекулярно-генетических тестов для диагностики онкогематологических заболеваний у детей и взрослых на три группы, исходя из частоты встречаемости генетических аберраций, сложности проведения исследования и влияния на прогноз. На этом основании были выделены минимальный и оптимальный перечни клинически значимых показателей, а также маркеры с учетом диагноза и возраста больных. Приведены базовые преаналитические принципы проведения цитогенетических и молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкогематологических заболеваний. Дано краткое описание стандартного цитогенетического исследования, а также полимеразной цепной реакции в рамках диагностики онкогематологических заболеваний. Сделан акцент на необходимости референс-диагностики цитогенетических и молекулярно-генетических исследований в онкогематологии.
НЕКРОЛОГ 
ISSN 2411-3042 (Online)