ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
Введение. Внедрение в клиническую практику терапии Т-клетками с химерным антигенным рецептором (Chimeric Antigen Receptor T-cell — CAR-T) открывает новые перспективы лечения рефрактерных форм и рецидивов (Р/Р) Вклеточных лимфопролиферативных заболеваний (ЛПЗ).
Цель — представить результаты CAR-T-клеточной терапии взрослых больных В-клеточными ЛПЗ.
Материалы и методы. В рамках пилотного исследования ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России, одобренного локальным этическим комитетом, выполнен анализ проведения CAR-T-клеточной терапии у взрослых больных с Р/Р течением или персистенцией минимальной остаточной болезни (МОБ) при В-клеточных ЛПЗ: — при остром В-лимфобластном лейкозе / лимфоме (В-ОЛЛ/ЛБЛ), диффузной В крупноклеточной лимфоме (ДВККЛ), лимфоме из клеток зоны мантии (ЛКЗМ), которые не имели альтернативных вариантов эффективного и безопасного лечения. Всем больным после подписания информированного согласия проводили лимфодеплецию флударабином и циклофосфамидом в течение 4 дней перед введением CAR-T-лимфоцитов, профилактику синдрома выброса цитокинов (СВЦ) тоцилизумабом в день введения CAR-T-лимфоцитов, трансфузию CAR-T-клеток в зависимости от экспрессии опухолевых антигенов на поверхности опухолевых клеток. Проводили оценку эффективности и безопасности применения CAR-T-терапии.
Результаты. С 01.01.2020 по 01.01.2022 было выполнено 10 введений CAR-T-лимфоцитов 6 взрослым (возраст — 19–68 лет, медиана — 32 года) больным В-клеточными ЛПЗ: 4 — Р/Р B-ОЛЛ, 1 — Р/Р ДВККЛ, 1 — персистенция МОБ при ЛКЗМ. У всех больных с Р/Р течением до выполнения CAR-T-терапии было проведено от 2 до 5 (медиана — 4) линий химио- и/или иммунотерапии. Трем больным были введены CD19 СAR-T, двум — CD19/CD22 CAR-T, одной — CD19 СAR-T и СD20 CAR-T. Четырем (66 %) больным были введены аутологичные СAR-T-клетки, одному — аллогенные CAR-T-клетки, у одной больной было два введения CAR-T-клеток — 1 аутологичных и 1 aллогенных. Медиана введенных СAR-T-лимфоцитов составила 0,5 × 10 6/кг (от 0,1 × 10 6/кг до 3 × 10 6/кг). В 7 (87,5 %) из 8 случаев после введения CAR-T был достигнут общий ответ на терапию (полная или частичная ремиссия), а полная ремиссия была достигнута в 6 (75 %) случаях. Побочные эффекты отмечены после 8 из 10 трансфузий CAR-T-клеток, среди них: СВЦ — в 40 % случаев (СВЦ 1–10 %, СВЦ 2–20 %, СВЦ 3–10 %), иммунными клетками ассоциированный нейротоксический синдром — в 10 %, синдром распада опухоли — в 20 %, синдром полиорганной недостаточности — в 10 %. Летальных исходов от осложнений CAR-Т-терапии не было. Медиана периода наблюдения за больными составила 6 (1–16) месяцев. От рецидива и прогрессии основного заболевания умерли 2 (33 %) из 6 больных. Одна (17 %) больная умерла в полной ремиссии от инфекционных осложнений. Под наблюдением находятся трое (50 %) больных. Медиана циркуляции CAR-T-клеток составила 33 (6–60) дня.
Заключение. CAR-T-клеточная терапия является перспективным методом лечения как при Р/Р течении В-клеточных лимфопролиферативных заболеваний, так и при персистенции МОБ после циторедуктивной терапии при агрессивных В-клеточных неходжкинских лимфомах высокого риска. Применение данного вида терапии требует мультидисциплинарного подхода.
Введение. Применение агонистов тромбопоэтиновых рецепторов, в частности элтромбопага, для лечения больных апластической анемией (АА), рефрактерных к предшествующей иммуносупрессивной терапии (ИСТ), сопровождается развитием ответа в 40–60 % случаев.
Цель — изучить эффективность использования элтромбопага в программах лечения больных АА при рефрактерности к ранее проводимой ИСТ.
Материалы и методы. В исследование включено 20 больных АА, находившихся на стационарном, амбулаторном лечении и наблюдении в ФГБУ «НМИЦ гематологии» в 2015–2020 гг. и рефрактерных к проведенной комбинированной ИСТ. Элтромбопаг назначали в дозе 150 мг/сут., оценку результатов лечения проводили через 3 и 6 мес.: определяли достижение клинико-гематологического улучшения, частичной и полной ремиссии, выполняли скрининг на выявление возможной клональной эволюции.
Результаты. Ответ на лечение элтромбопагом достигнут у 11 (55 %) из 20 больных: у 2 больных — только клинико-гематологическое улучшение, у 6 больных — частичная ремиссия, у 3 больных — полная ремиссия. Достижение ответа на лечение констатировано в течение 12 мес. от начала приема элтромбопага, при этом наблюдалась и дальнейшая положительная динамика гематологических показателей. Медиана продолжительности лечения элтромбопагом составила 11 (1–48) мес. У большинства больных терапия элтромбопагом проводилась в сочетании с циклоспорином А. Продолжительность лечения элтромбопагом зависела от получаемого ответа (клинико-гематологического улучшения, ремиссии, а также выявления клональной эволюции) или его отсутствия и необходимости проведения лечения антитимоцитарным глобулином или трансплантации гемопоэтических стволовых клеток. Аберрантный кариотип был обнаружен у 2 больных АА, получавших элтромбопаг: у одной больной моносомия хромосомы 7 была выявлена через 1 мес. от начала лечения, у другого больного — через 37 мес. обнаружен клон с дериватом хромосомы 16 от транслокации t(1;16) и субклон с комплексными нарушениями кариотипа без признаков миелодисплазии в костном мозге.
Заключение. Включение агониста рецепторов тромбопоэтина элтромбопага в программу лечения больных АА, у которых ранее не был получен ответ на ИСТ, позволило у большинства получить стабильный гематологический ответ и ремиссию заболевания. Эффективность элтромбопага во многом определяется соблюдением алгоритма лечения, оптимальной продолжительностью курса и используемой дозой препарата. Сохраняется необходимость длительного наблюдения за больным и проведения контрольных морфологических и цитогенетических исследований.
Введение. Беременность — один из наиболее частых триггеров наследственной и приобретенной форм тромботической тромбоцитопенической пурпуры (ТТП).
Цель — разработать тактику лечения беременных женщин с ТТП.
Материалы и методы. Изучены течение и исходы 12 беременностей у 10 женщин, больных ТТП (4 — врожденной ТТП и 6 — приобретенной ТТП). Исследовали активность ADAMTS13, наличие ингибитора ADAMTS13, генетических мутаций, осложнения во время беременности и при родах, тактику лечения ТТП, исходы беременностей.
Результаты. ТТП была ассоциирована с беременностью в 55,5 % всех случаев заболевания ТТП у женщин. При 5 беременностях, при которых диагноз ТТП был известен до беременности либо установлен на ранних сроках, проводили лечение ТТП на протяжении всей беременности. При врожденной форме выполняли трансфузии плазмы раз в 2 недели до 20-й недели беременности. Если сохранялась тромбоцитопения < 150 × 109 /л, а также после 20-й недели трансфузии плазмы проводили еженедельно, цель — достижение клинической ремиссии. При приобретенной ТТП проводили терапию глюкокортикостероидами и плазмообменами, в 1 случае — ритуксимабом, цель — достижение клинической ремиссии и активности ADAMTS13 > 20 %. В этой группе беременных было выполнено 1 кесарево сечение, в 4 случаях — вагинальные роды, родились 5 детей, в среднем 7,5 балла по шкале Апгар. При 7 беременностях, при которых ТТП впервые манифестировала на поздних сроках, диагноз устанавливался поздно, профилактические и лечебные мероприятия до родов не проводили. В этой группе было выполнено 2 прерывания беременности, 5 оперативных родоразрешений, отмечено 3 случая преэклампсии, 3 случая острого нарушения мозгового кровообращения, 1 внутрибрюшное кровотечение, 1 случай острой почечной недостаточности, двум женщинам проводили искусственную вентиляцию легких, был 1 случай антенатальной гибели плода, родились 4 детей, которых оценили по шкале Апгар в среднем в 5 баллов.
Заключение. Своевременно установленный диагноз, проводимые лечебные и профилактические мероприятия позволяют избежать осложнений во время родов у беременных с ТТП.
Введение. Окислительный стресс является одной из причин повреждения эритроцитов при хранении. Мелатонин (МТ) является эффективным антиоксидантом, однако про- и антиоксидантные свойства МТ зависят от типа клеток, окислительно-восстановительного состояния, а также экспериментальных условий.
Цель работы — изучить влияние низкой концентрации МТ на морфологию, агрегацию, окислительный стресс и метаболизм глюкозы эритроцитов при их долговременном хранении. Материалы и методы. Лейкофильтрованные эритроциты инкубировали в течение 42 дней в условиях банка крови в добавочной среде МАР с МТ (150 пг/мл) и без МТ. Для выявления протективного эффекта МТ при хранении эритроцитов изучали морфологию эритроцитов, агрегационный индекс, концентрации метгемоглобина (MetHb), малонового диальдегида (MДA), глюкозы, мочевой кислоты и АТФ в эритроцитах в дни 0, 7, 14, 21, 28, 35 и 42.
Результаты. На количество деформированных эритроцитов, относительную скорость гемолиза, индекс агрегации, концентрации MДA и MetHb значительно влияли как время хранения (p < 0,0001), так и наличие мелатонина (p < 0,01), их взаимное действие влияло только на количество деформированных эритроцитов (p < 0,0001). На концентрацию глюкозы, молочной кислоты и АТФ влияло время хранения (p < 0,0001), но не концентрация МТ (p > 0,05). Количество деформированных эритроцитов, относительная скорость гемолиза, MДA и MetHb в группе МТ были значительно ниже, чем в контрольной группе в конце срока хранения (p < 0,05).
Заключение. Низкие концентрации МТ оказывали протективный эффект на качество хранимых эритроцитов благодаря антиоксидантному эффекту.
Введение. Делеция 13q14 является самым частым хромосомным нарушением при хроническом лимфолейкозе (ХЛЛ) и как единственная аберрация определяет благоприятный прогноз заболевания. По размеру утраченного хромосомного материала определены два типа делеции 13q14: короткая (I тип) с вовлечением сегмента D13S319, содержащего гены MIR15A/MIR16-1 и DLEU1, и длинная (II тип), захватывающая центромерный участок 13q14 с вовлечением гена RB1.
Цель — оценить прогностическое значение разных вариантов делеции 13q14 при ХЛЛ.
Материалы и методы. В исследование включены две выборки больных ХЛЛ. Выборка 1 включала 256 больных, которым до начала иммунохимиотерапии выполнено FISH-исследование с ДНК-зондами на наличие делеций 13q14/D13S319, 11q23/ATM, 17p13/TP53 и трисомии 12. 101 больному с выявленной делецией 13q14/D13S319 проведен FISH-анализ с ДНК-зондом к локусу гена RB1 для определения ее размера (тип I или тип II). Выборка 2 включала 28 больных, обследованных на разных этапах заболевания, с выявленной при FISH-исследовании делецией 13q14, у которых структуру нарушений 13q изучали с помощью комбинации методов стандартной и молекулярной цитогенетики (mFISH, mBAND, arrayCGH).
Результаты. В выборке 1 хромосомные нарушения выявлены у 75 % больных: делеция 13q — у 52 % (изолированная — 36 % всех случаев и 48 % случаев с делецией), делеция 11q — 19 %, +12–13 %, делеция 17p — 6 %. Делеция 13q14 I типа определена у 56 %, II — у 44 % больных. Выявлена ассоциация делеции II типа с наличием делеции 11q (р = 0,05). Изолированные делеции I и II типа выявлены в 61 и 39 % соответственно. Биаллельная делеция — у 12,7 % больных с делецией 13q. Получены значимые различия общей выживаемости (ОВ) в группах больных с изолированной делецией 13q14 I и II типа: медиана ОВ в группе с делецией I типа не была достигнута, в группе с делецией II типа она составила 67,5 месяца, р = 0,05. В выборке 2 при стандартном цитогенетическом исследовании (СЦИ) структурные нарушения хромосомы 13 определены в 50 % случаев: делеция 13q — в 11 случаях; транслокации с вовлечением 13q14 — в 6 случаях. Из 5 случаев с биаллельной делецией, обнаруженной методом FISH, при СЦИ делеция 13q14 определена у 2 больных, причем только в одном аллеле.
Заключение. Делеция 13q14 является цитогенетическим фактором благоприятного прогноза ХЛЛ, но ее структура неоднородна. Потеря гена-супрессора опухоли RB1 (делеция II типа) негативно влияет на ОВ больных на иммунохимиотерапии.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ 
Введение. Инфекции являются наиболее частыми осложнениями после трансплантации аллогенных гемопоэтических стволовых клеток (алло-ТГСК).
Цель — обзор основных характеристик инфекционных осложнений после алло-ТГСК, а также систематизация основных факторов риска их развития.
Основные сведения. Помимо основных факторов возникновения инфекционных осложнений, таких как нейтропения, гипогаммаглобулинемия, лимфопения, повреждение слизистых оболочек и развитие реакции «трансплантат против хозяина» (РТПХ), были выделены косвенные факторы, которые связаны с алло-ТГСК, такие как режим кондиционирования, источник трансплантата, тип донора, режим профилактики РТПХ. Представлены основные характеристики инфекционных осложнений после алло-ТГСК с акцентом на наиболее часто регистрируемые, к которым относятся инфекции кровотока. Систематизированы основные факторы риска их развития.
Введение. Исследование минимальной остаточной болезни (МОБ) является необходимым при выполнении многих протоколов терапии острых лейкозов. Для оценки МОБ применяются методы полимеразной цепной реакции (ПЦР) и многоцветной проточной цитометрии (МПЦ).
Цель — охарактеризовать основные технологии обнаружения остаточных опухолевых клеток при острых лейкозах.
Основные сведения. Описываются различные подходы к обнаружению МОБ: ПЦР с пациент-специфическими праймерами для реаранжировок генов иммуноглобулина и/или Т-клеточных рецепторов, ПЦР с обратной транскрипцией для обнаружения химерных транскриптов и оценки экспрессии гиперэкспрессированных генов, а также основы детекции МОБ методом МПЦ. Обсуждаются достоинства, недостатки и ограничения различных методов определения МОБ.
Введение. Полисахариды, гликопротеины и гликолипиды, определяющие группоспецифические свойства крови человека, являются одновременно структурными элементами всего организма и обусловливают предрасположенность его к тем или иным соматическим и инфекционным заболеваниям. Таким образом, групповую принадлежность крови индивида можно использовать в числе других маркерных и/или прогностических факторов возникновения и течения отдельных заболеваний.
Цель — анализ литературных данных о связи групп крови АВО и резус с заболеванием, вызванным вирусом SARSCoV-2.
Основные сведения. Фенотип Оαβ(I) обеспечивает устойчивость индивида к инфицированию вирусом SARS-CoV-2 и относительно легкое течение заболевания. Фенотип Аβ (II) является фактором риска развития COVID-19, тяжелого его течения, возникновения осложнений и повышенной смертности. Не исключен дополнительный компонент защиты в виде отрицательной резус-принадлежности инфицируемого. Протекторные свойства фенотипа Оαβ(I) связаны с отсутствием у индивида полисахарида А и наличием анти-А-антител. Повышенный риск COVID-19 среди лиц Аβ (II) обусловлен большим полиморфизмом полисахарида А в окружающей природе и отсутствием у лиц этой группы естественного иммунитета к иным формам полисахарида А.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ 
Введение. Гемофилическая артропатия и развивающийся на ее фоне остеоартрит крупных суставов стопы часто требуют хирургического лечения. Течение гемофилии и необходимость коррекции факторов свертывания крови затрудняют ведение больного, а недостаточная осведомленность оперирующего хирурга может послужить причиной для отказа от вмешательства.
Цель — представить клиническое наблюдение лечения гемофилической артропатии подтаранного сустава у больного гемофилией В, которому была выполнена операция артродезирования.
Основные сведения. Наблюдение демонстрирует сложность периоперационного ведения и необходимость подбора и коррекции индивидуальной заместительной терапии. Клинический случай может представлять интерес для врачей травматологов, ортопедов, а также клинических фармакологов, работающих на базе хирургических стационаров.
Введение. Развитие фебрильной нейтропении осложняет течение постхимиотерапевтического периода у многих больных острыми лейкозами, а присоединение инфекционных осложнений может стать причиной жизнеугрожающих состояний. Особенно тяжело протекают инвазивные грибковые инфекции у больных острыми лейкозами в период нейтропении.
Цель работы — представить клиническое наблюдение успешной диагностики и лечения фузариоза у иммунокомпрометированной больной.
Основные сведения. Представлен мировой и собственный опыт диагностики и лечения редкой грибковой инфекции, вызванной грибами рода Fusarium. Приведено таксономическое многообразие фузарий, освещены морфологические и молекулярные методы диагностики. Отдельное внимание уделено выбору противогрибковой тактики терапии фузариоза.
НЕКРОЛОГ 
После тяжелой и продолжительной болезни 7 февраля 2022 г. ушла из жизни одна из ярчайших представителей отечественной онкогематологии, доктор медицинских наук, профессор Нина Дмитриевна Хорошко. Нина Дмитриевна посвятила отечественной онкогематологии всю жизнь и прошла путь от врача-ординатора в Институте гематологии и переливания крови (ЦНИИГПК) в 1964 г. до заведующей отделением химиотерапии и патологии эритрона в центральном гематологическом учреждении России — Гематологическом научном центре (в настоящее время — ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России).
ISSN 2411-3042 (Online)